-

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия сайта

АНКЕТА НОКО

sh20

 другоедело2021

 

 в 1 класс через Госуслуги

 

WhatsApp Image 2023 07 13 at 13.17.05

Сведения об образовательной организации

Информация

01

02

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 просвещения РФ баннер20201
 уо 20211

Для чего российской школе "Основы православной культуры"

"Введение "Основ православной культуры" - один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г.)

Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования? - Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса.

Основы православной культуры

Самой школе (директорам, учителям) говорить об этом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…

Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы - это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования А.А. Фурсенко, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что введение в школу предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования.

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?

Вот краткий и примерный их перечень.

1. Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Им настойчиво рекомендуют "Основы светской этики", на худой конец - так называемые "Основы мировых религий". Так что, чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как "выбор без выбора".

2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКиСЭ, следовательно - и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКиСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКиСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего объема финансирования.

4. Пресловутый дефицит "часов". За счет сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ? Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может настроить против преподавания в школе основ религиозной культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда добавляется, что школьники и так перегружены предметами и уроками.

5. Наличие в классе небольшого числа выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два-три таких ребенка, а в школе - десять-пятнадцать, то проще их записать на "Основы светской этики", чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по ОПК, места для проведения занятий и так далее.

6. Отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей ОРКиСЭ."Выход" обычно один и тот же - всех детей записать на "Основы светской этики", и тогда не надо искать дополнительного помещения для занятий по "малочисленному" модулю.

7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКиСЭ, в том числе по ОПК для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы - преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания.

протоиерей Борис Пивоваров

Протоиерей Борис Пивоваров

Все вышеперечисленные проблемы можно разрешить только при одном условии - если в школе будет устранен режим наибольшего неблагоприятствования для преподавания "Основ православной культуры".

Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? - На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу - это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры.

В чем и как обнаружилось это противодействие?

Противники введения "Основ православной культуры" в школу с самого начала апробации комплексного курса ОРКиСЭ грозили эксперименту рисками.

Первое опасение ими было сформулировано так: "В школу придут священнослужители!" А это, по мнению противников изучения православной культуры в школе, "было бы прямым нарушением Конституции России". При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию:

"В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности" ("Книга для родителей". М.: "Просвещение", 2010. С. 5).

В чем неправда и лукавство данного "опасения"? - В произвольно-расширительном толковании Конституции России.

А.Я. Данилюк, составитель цитируемой "Книги для родителей", утверждает: "Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции". Но если кто-либо сам прочитает весь текст Конституции Российской Федерации, то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по простой причине - в Основном законе нашей страны их нет и быть не может.

Почему? - Ответ дает п.2 ст.19 самой Конституции: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

"Все равны перед законом" (п.1 ст.19). Значит, и утверждение А.Я. Данилюка, запугивающего родителей тем, что "в школу придут священнослужители!", - носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от "должностного положения", от "отношения к религии, убеждений", а также других обстоятельств.

А.Я. Данилюк, по-видимому, рассчитывает на то, что занятые своими проблемами родители не будут проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в головах многих учителей и родителей до сих пор еще сохраняется утратившее законную силу положение - "школа отделена от Церкви". В ныне действующем законодательстве России такого положения нет. Следовательно, Конституции Российской Федерации противоречит не приход священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение составителя "Книги для родителей".

Противниками преподавания основ православной культуры произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ "Об образовании": "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается".

Что не допускается Законом "Об образовании"? - Создание и деятельность организационных структур, причем не только религиозных объединений, но прежде всего политических партий. Иными словами, п.5 ст.1 Закона "Об образовании" запрещает создание и деятельность, например, отделения любой политической партии или какого-либо религиозного объединения со всеми необходимыми для их функционирования должностями и установлениями.

Приход священнослужителя в школу ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом "Об образовании" не запрещается. Что же касается регулярного преподавания в школе священнослужителем какого-либо предмета, в том числе и "Основ православной культуры", то и здесь нет законодательных запретов. Более того, если священнослужитель или иной представитель Церкви имеет соответствующую квалификационную категорию и подготовку, то запрещение ему преподавать в школе является прямым нарушением Конституции России.

Если упоминать статью 14 Конституции России, на которую ссылается "Книга для родителей", то не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей страны: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Заметим, что в этой статье Конституции нет оговорки, что действие ее не распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 21 июля 2009 года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами российских мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято принципиальное решение о введении в российскую школу предметов по духовно-нравственной культуре) совокупно привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской Федерации.

Один из принципов государственной политики в области образования - "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей" (Закон РФ "Об образовании", п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), имеет "особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Поскольку этого Закона никто не отменял, то для защиты и развития православной культуры народов России в школе необходимо изучать основы православной культуры.

Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой.

Другой важный принцип государственной политики в образовании - "свобода и плюрализм в образовании" (Закон РФ "Об образовании", п.5 ст.2). Но о какой свободе в образовании можно говорить, если родителей школьников запугивают тем, что "священнослужитель может прийти в школу"?! (Выходит, свобода и плюрализм - только для атеистов?)

Что страшного для школы в том, что православный священник придет в школу на урок основ православной культуры? Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о почитании родителей, научит их всегда благодарить своих учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит значение слова "священный" в Государственном Гимне России или в песне "Священная война", а также расскажет о церковно-государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?!

Второе "опасение" противников преподавания православной культуры в школе: "Не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?" ("Советская Сибирь". № 217, 17 ноября 2011 г.).

Обратим внимание на то, о чем идет речь. Речь в газете идет даже не о модуле основ православной культуры, а обо всем комплексном курсе ОРКиСЭ! Страх противников преподавания православной культуры перед "пропагандой православия" превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКиСЭ. И чтобы "не рисковать", они уже у самых истоков эксперимента готовы были отказаться от всего комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"!

А что означают и откуда взяты слова "пропаганда православия"? - Это словосочетание заимствовано из времен открытого гонения на Русскую Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым была поставлена задача искоренить религию в СССР. Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец заявил: "Религию в коммунизм мы не возьмем!" А чтобы подтвердить свои планы, он обещал в скором времени показать "последнего советского попа по телевидению".

Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы - и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя!

В прошлом году, когда в Россию афонские монахи привезли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек поспешили к этой великой христианской святыне. Жаль, что А.Я. Данилюк, автор "Книги для родителей", не опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали в школе "Основы православной культуры"?

А ведь напрашивается и такой вопрос: "Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, не сделали тем самым свой мировоззренческий выбор и не определили - по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?" Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании: "Кто из родителей крестил своих детей?" - Увидите лес рук. Тогда задайте им следующий вопрос: "А хотели бы поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали в школе предмет "Основы православной культуры"?"

Если таким образом провести родительское собрание, то процент родителей, выбравших "Основы православной культуры", будет несравненно выше, нежели сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением механизма выбора модуля ОРКиСЭ. Более того, если школа таким образом выразит уважение к мировоззренческому выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод", ст.2 которой гласит: "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям".

Противники изучения православной культуры в школе настраивают против религии не только родителей (см. "Книгу для родителей"), но и учителей комплексного курса ОРКиСЭ. На первой же странице введения к "Книге для учителя" делается выпад против религии: "Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественнонаучного знания и даже противоречит ему" ("Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы". М.: "Просвещение", 2010). Из времен гонения на веру, Церковь и верующих составители "Книги для учителя" вытащили замшелый догмат воинствующего атеизма: "Наука - против религии".

Религия не разделяет атеистических интерпретаций того, что еще не известно науке (проблемы космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не разделяет и убеждений представителей так называемого "научного атеизма", считающих, что только они обладают единственно верным материалистическим мировоззрением. Но внушать учителю, что религия противоречит науке, - значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом, что имеется свобода вероисповедания.

На странице 8-й "Книги для учителя" содержится еще один выпад против религии: "…религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека".

Хорошенькая характеристика дается религии! Кто же после этого захочет преподавать основы религиозной культуры?! Заметим, что составители "Книги для учителя" сознательно подменяют одно другим - деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и террористические псевдорелигиозные учения и течения.

Цитируемые "Книга для родителей", "Книга для учителя" и вброс в общественную дискуссию по вопросу апробации ОРКиСЭ такого словосочетания, как "пропаганда православия", - все это свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное противодействие возрождению православной культуры России.

Школа борется (должна бороться!) с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с пропагандой насилия. А газета "Советская Сибирь" беспокоится о "пропаганде православия". Тут невольно вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих безбожников: "Религия - опиум для народа". Но пока 70 лет в СССР боролись с религией - настоящий опиум проник в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие.

Уместно вспомнить, что сказал о рисках, связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011 года): "Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие".

Каковы меры, принимаемые органами управления образованием и директорами общеобразовательных учреждений "для преодоления указанных "опасений" и "рисков" в ходе апробации ОРКиСЭ"? - Неусыпный контроль за соблюдением "светского характера образования"!

В чем выражается этот контроль?

В недопущении священнослужителей в школу; в том, что сотрудничество учителей основ православной культуры с представителями Русской Православной Церкви носит скорее символический, чем конструктивный характер; до сих пор нет методических объединений по основам православной культуры(все имеющиеся методобъединения - только по всем шести модулям разом, а благодаря этому нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК).

В фактическом отсутствии свободного выбора предмета (модуля) основы православной культуры родителями (законными представителями) и учащимися.

В том, что разъяснительная работа в средствах массовой информации ведется "в одни ворота" - в пользу светской этики.

Так и сформировался режим наибольшего неблагоприятствования для введения в школу "Основ православной культуры".

И это в то время, когда напряженность и тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом всего человечества, все чаще проявляются и в школе. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится учреждением по оказанию "образовательных услуг". В результате невольно утрачивается традиционный для России образ школы как рассадника просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Кто может быть преподавателем предмета "Основы православной культуры"? - Тот учитель, который не только прошел курсовую подготовку и (или) переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил рекомендацию от соответствующей централизованной религиозной организации региона.

В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России - православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера.

В Новосибирской области централизованной религиозной организацией Русской Православной Церкви является Новосибирская епархия. Следовательно, для совершенствования преподавания "Основ православной культуры" в школах Новосибирска и Новосибирской области учителю основ православной культуры необходима рекомендация от Новосибирской епархии.

Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать основ православной культуры, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования.

Воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. А "Основы светской этики" не требуют подобной работы над собой. Потому что "индивидуальная этика", по учению составителей "Книги для учителя", "в современном обществе отделяется от религии" (С.16), и человек волен "формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов" (С. 215).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении с 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях страны учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" организацию работы по введению в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" в Новосибирске и Новосибирской области необходимо совершенствовать.

Для этого нужно:

- обеспечить родителям свободный выбор основ православной культуры,

- снабдить учителей доброкачественным методическим материалом, а учащихся - учебными пособиями,

 - организовать информационную и методическую поддержку введения основ православной культуры,

- совершенствовать организацию работы самих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание основ православной культуры,

 - создать в целом благоприятные условия для успешного введения в школьную программу свободно выбранного учебного предмета "Основы православной культуры".

Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет.

Каким же словом следует охарактеризовать создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и преподавания "Основ православной культуры" в школе?

Точное слово нашлось в "Дневниках" писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся!

"Основы православной культуры" как учебный предмет в школе пока не признаётся!

Не запрещается. Не отменяется. А попросту - не признаётся!

"Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур" признаются, а "Основы православной культуры" - не признаются.

Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано - чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории.

Русская Православная Церковь всеми силами стремится помочь российской школе выйти из создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно понимаемый "светский принцип" образования, как тяжелые гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону духовно-нравственного оздоровления и преображения. Необходимо урегулирование церковно-государственных отношений в сфере образования, в частности - точное определение областей ответственности сторон при решении организационно-управленческих и содержательных задач при введении основ православной культуры и распределение компетенций между заинтересованными сторонами.

17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей.

А пока в школе господствует атеистическая "светская этика". Что такое "светская этика"?

В учебнике "Основы светской этики" для 4–5 классов (М.: "Просвещение", 2010) утверждается: "Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло" (Урок 2. С. 7).

Святейший Патриарх Кирилл в своем нынешнем Рождественском Послании сказал:

"Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда  и каждый сам определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем".

В заключение хотелось бы выразить надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме "Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства", будут способствовать разрешению проблем, связанных с введением в школу предмета "Основы православной культуры". Свободное преподавание основ православной культуры в российской школе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Борис Пивоваров, протоиерей